О чем будут говорить e-commerce и retail в 2026? Обзор трендов сектора

Цифровая трансформация ритейла идет полным ходом. В 2026 году покупатели как никогда раньше рассчитывают на технологии, которые делают покупки проще и удобнее, а компании используют их, чтобы работать эффективнее и усиливать конкурентные преимущества.
Параллельно стирается граница между офлайн-магазинами и интернет-торговлей, а изменения в том, как алгоритмы показывают нам товары, заметно влияют на рынок.

13 декабря, в рамках проекта «Инкубатор инноваций», прошёл заключительный бизнес-завтрак 2025 в формате мини-конференции, на котором были обсуждены результаты исследования технологических трендов 2026 в секторах FinTech, Retail, EdTech и HRTech.

Проект «Инкубатор инноваций 2025–2026», инициированный Spark Venture Studio при поддержке генерального партнера — Ассоциации «Технологии распределенных реестров». К проекту также присоединились партнеры SoftClub, Bynex, Tradex, TSi, Bidmart, CTT.

Мы пообщались с консультантами Spark venture studio и сделали для вас обзор 9 основных трендов для eCommerce и retail в 2026 год – ключевых тенденций для онлайн- и офлайн-ритейла и поведения покупателей в ближайший год.

Тренд №1. Персонализация на основе данных и использование ИИ

Проникновение AI – тренд в большинстве отраслей бизнеса. Компании начинают использовать AI-агентов вместо отдельных чатов с генеративными AI – это позволяет снижать затраты на реализацию бизнес-функций и исключить влияние человеческого фактора.

В онлайн-торговле алгоритмы AI используются для персонализации торговых рекомендаций на основе покупательского поведения. В оффлайне при объединении с технологией компьютерного зрения AI-агенты оптимизируют ассортимент продукта и предотвращают out-of-stock через анализ выкладки товаров.

Reuters пишут, что благодаря ИИ чат-ботам в США онлайн-продажи выросли на 4% (YoY) благодаря персонализированным предложениям.


В конце статьи можно скачать презентацию с кликабельными ссылками на источники.

Тренд №2. Омниканальность

Границы между розничными каналами размываются – современный потребитель уже взаимодействует с брендом через несколько точек контакта и перед покупкой хочет иметь бесшовный опыт взаимодействия с магазинами. Даже небольшие помехи могут снизить лояльность и заставить покупателя задуматься, зачем ему регистрироваться отдельно в приложении на смартфоне и на сайте сайте компании на десктопе.

В 2026 году ритейлерам важно сосредоточиться на разработке комплексной стратегии дистрибуции, которая обеспечит согласованность по всем каналам, будь то посещения магазинов, онлайн-покупки или взаимодействие с мобильными приложениями. Чтобы продолжать соответствовать ожиданиям пользователей, бизнесу важно создавать бесшовный опыт в оффлайн, онлайн и виртуальной среде.

В конце статьи можно скачать презентацию с кликабельными ссылками на источники.

Тренд №3. Продажа через комьюнити

Со стремительным развитием ритейла можно заметить смену парадигмы от “точек продаж” к “местам встреч для комьюнити бренда”. Ритейлеры, ориентированные на сообщество, рассматривают оффлайн-магазин как нечто большее, чем место для покупки товаров – он превращается в место встреч и знакомств, обмена мнениями, формирования ценных связей и укрепления лояльности к бренду. В эпоху доминирования интернет-торговли физические магазины должны предлагать что-то уникальное – чувство общности и принадлежности.

Формат адаптируется под различные отрасли: LEGO дает фанатам возможность запустить свои наборы в продажу, в HoReCa проводят званые ужины и дегустации, магазины одежды создают книжные клубы.

В конце статьи можно скачать презентацию с кликабельными ссылками на источники.

Тренд №4. Рост требований покупателей к скорости доставки

В сфере логистики усовершенствованные услуги доставки и возврата становятся новой нормой. Ожидания в отношении доставки день-в-день, самовывоза в ближайшем ПВЗ и удобной политики возврата растут, и ритейлеры не могут не реагировать на это – не только в мегаполисах, но и в сельской местности.

Amazon планирует вложить свыше $4 миллиардов в развитие сети доставки в сельской Америке к концу 2026 года, рассчитывая ускорить отправки и тем самым увеличить спрос среди жителей небольших городов и сельских территорий. Компания отметила, что в регионах, где уже доступна более быстрая доставка, покупатели стали делать заказы чаще и активнее пополнять запас товаров для дома.
В конце статьи можно скачать презентацию с кликабельными ссылками на источники.

Тренд №5. Экопродукция и экологичность

Устойчивое развитие, которое раньше воспринималось как пожелание потребителей, теперь стало нормой. По мере того как внимание к экологическим проблемам растет, все больше людей выбирают товары, которые соответствуют их ценностям и бережному отношению к природе. Рост инфляции тоже усиливает интерес к товарам б/у, которые все чаще появляются на онлайн-платформах перепродажи.

Из-за постоянного давления со стороны покупателей, инвесторов и государств, ритейлерам приходится реагировать на запрос: многие переходят на более экологичные материалы, сокращают отходы и внедряют этичные практики. Бренды, которые ставят заботу о планете в приоритет, не только увеличивают продажи, но и формируют лояльную аудиторию, ценящую их подход.
В конце статьи можно скачать презентацию с кликабельными ссылками на источники.

Тренд №6. Геймификация шопинга

На все более конкурентном рынке геймификация в розничной торговле становится ключевой стратегией привлечения и удержания молодых потребителей. Поколения Alpha и Z — гиперсвязанные представители цифрового общества — требуют опыта покупок, который сочетает в себе развлечения, взаимодействие и ценность.

Игровая динамика – от приложений дополненной реальности до физических схем внутри магазина – способствует созданию виральных инфоповодов и повышению лояльности. В качестве примера можно рассмотреть обновление программы лояльности Золотого яблока – “Лаймовый клуб”.

Тренд №7. Роботизация процессов

Новые технологии продолжают проникать в обычные магазины, меняя привычный формат организации процесса логистики. Ритейлеры уже много лет постепенно увеличивают уровень автоматизации на складах, но рост затрат на персонал заметно ускорил этот процесс.

Amazon и John Lewis уже используют роботов, чтобы перемещать товары по складам и доставлять их сотрудникам для упаковки. В Ocado весь бизнес построен на роботизированных складах, и компания расширяет их применение: теперь роботы не только достают товары из контейнеров, но и помогают собирать заказы и загружать их в машины для доставки.

Тренд №8. Интеграция диджитал-технологий в оффлайн ритейл

Разделение между онлайн и оффлайн точками продаж с годами сокращается, и 2026 год обещает их дальнейшую интеграцию. По мере того, как технологии проникают в обычную среду, традиционный опыт покупок переопределяется. Примерочные дополненной реальности (AR), интерактивные дисплеи и роботы в магазинах – уже не концепции будущего, а сегодняшняя реальность, улучшающая качество обслуживания клиентов и делающая покупки более интерактивными и персонализированными.

В Walmart, например, уже внедрили AI-помощника Sparky, который дает персонализированные рекомендации покупателям в приложении. Он помогает подобрать товары для спортивных занятий, найти подходящую краску для принтера или коротко пересказать отзывы о продукте. По словам Харри Васудева, технического директора Walmart в США, в расширенной версии такой агент сможет сам оформлять повторные заказы, составлять план покупок для праздника и с помощью компьютерного зрения предлагать рецепты блюд, просто взглянув на содержимое холодильника покупателя.

Тренд №9. Live Commerce – Видеошопинг

Видеошопинг – формат покупки товаров в режиме их демонстрации в прямом эфире – предлагает новый вовлекающий потребительский опыт, значительно повышая коэффициент в покупку. Он органично сочетает в себе потребление контента, взаимодействие в режиме реального времени и шопинг, способствуя росту продаж и укреплению связей с клиентами.

Live Commerce давно существовал в формате каналов для совершения покупок на ТВ. Однако за последнее десятилетие эта тенденция в новом виде набрала огромный импульс и превратилась из инновационной маркетинговой тактики в основной компонент потребительского опыта на видеоплатформах.

В 2025 году Whatnot Inc., платформа для видеошопинга (конкурент TikTok Shop), привлекли инвестиций  на $265 миллионов с оценкой стоимости бизнеса на уровне $4.97 миллиардов. Проект, который один из ее селлеров называет “дитем Instagram и eBay”, превратил шоппинг в развлечение во всей Тихоокеанской Азии и США.

Заключение: Retail 2026

Тренды, описанные в статье, не работают по отдельности. Вместе они повышают конверсию, частоту повторных покупок, удешевляют операционные процессы и снижают риск out-of-stock. Компании, которые внедряют эти элементы последовательно, получают реальные преимущества – быстрее реагируют на спрос, удерживают клиентов и создают новые точки роста.

Баланс между автоматизацией и человеческим опытом остаётся ключевым: персональные консультанты, кураторы сообществ и грамотная логистика дополняют AI-решения и делают их эффективными.